Квалификационная категория | Соответствие занимаемой должности |
Общий стаж работы | 30 лет |
Педагогический стаж | 25 лет |
Стаж по специальности | 8 лет |
Музыкальные игры дома.
Игра — основной
способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение.
Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок
дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания
мира. Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника.
Чему угодно: спорту, живописи, музыке, практически любые задачи, возникающие
в процессе музыкального воспитания дошкольников, в том числе
в семье, можно и нужно решать с помощью игры. Привить любовь
к хорошей музыке, как серьёзной, так и лёгкой, развить музыкальный
вкус. Что важно, так как музыка может оказывать на ребёнка как
положительное, так и отрицательное воздействие. Научить игре на том
или ином музыкальном инструменте. Развить творческие способности. Научить
двигаться под музыку. Развить эмоциональную культуру, эмоциональную
восприимчивость. Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные.
Которые, по нашему убеждению, могут решать не только учителя,
но и папы и мамы. В том числе те, которые
не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже
не знают нот. Впрочем, и тому и другому не поздно научиться
в любом возрасте.
Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан.
Попросите малыша отвернуться и постучите по одному
из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту
вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты. Постепенно
количество детских музыкальных инструментов, как мелодичных, так и ударных
можно увеличить. Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.
Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает —
вы отвечаете.
«Танцуй так же, как я»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
«Узнай песенку»
Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.
«Слушаем тишину»
У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками. Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни…За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.
«Кто первый запоёт»
Это игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый узнает песню и запоет ее?
«Простучи ритм»
Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.
«Послание африканскому племени»
Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, «на улице хорошая погода», «у меня скоро день рождения» и т.д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.
«Кто лучше имитирует?»
Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.
«Придумай танцевальные движения»
Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку,
польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.
«Спеть высокую или низкую ноту»
Иногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У малыша не получается петь высокие нотки? Возьмите куклу-мышку и попросите малыша спеть также тоненько, как поёт-пищит этот зверёк. И произойдёт чудо — ребёнок неожиданно запоёт тоненьким голосом. Низкую ноту поможет спеть кукла-медведь.
Рассадите кукол на диване и повторяйте для них слова, пусть ребенок повторяет вслед за вами. Потом проверяйте, как куклы слова выучили, произнося слова их голосами. Потом пойте песни вместе.
Рисуем музыку
Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.
Ставьте композицию на повтор и рисуйте.
Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем. (Лучше не сообщать ребенку названия произведения, чтобы он мог услышать что-то свое).
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Танцы сказочных персонажей
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (заяц, медведь, лягушка, )