Защита прав ребёнка в ДОУ
Консультация для педагогов
Защита прав ребенка в дошкольном учреждении
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми:
Профилактика жестокого обращения с детьми:
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; ребенок не ухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот; у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны; ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов; ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; ребенок судорожно реагирует на поднятую руку; ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса; ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми; у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме; проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем; объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах; держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне. Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю). Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок); оградить ребенка от реакции других детей; уделить ребенку максимум внимания; дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
Искусство быть родителем
Памятка для родителей
Искусство быть родителем
Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Наказывая,подумай: зачем?
Наказывая, подумай: зачем?
Семь правил для всех (Владимир Леви)
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях "профилактики", "на всякий случай"!
За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чем, ни бывало. О старых грехах ни слова.
Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
Создание благоприятной семейной атмосферы
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.
Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: "Что ты сегодня кушал?" - лучше задайте нейтральные вопросы: "Что было интересного в садике?", "Чем занимался?", "Как твои успехи?" и т.п.
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Контролируем реакцию на детские капризы
Контролируем реакцию на детские капризы
Почему мы умеем сдерживаться при чужих людях, например, на работе, но часто срываемся на своих детях? Злость, раздражение и крики – не решение проблемы детских капризов и истерик. Нужно действовать иначе.
Когда ребенок слишком долго капризничает или не в меру шалит, сдержаться и отреагировать спокойно получается не всегда. Но если вспомнить, сколько раз в жизни нам удавалось сдержать злость и раздражение из-за страха, что уволят с работы или осудят окружающие, сразу станет стыдно, что мы позволяем себе накричать на ребенка и даже дать ему подзатыльник. Давайте теперь постараемся сдерживаться из-за любви!
Сначала слова…
Предупредите, что сейчас будете ругаться. Скорее всего, ребенок перестанет делать то, что вас злит, или хотя бы успеет убежать и спрятаться. Придумайте "специальные" (не злые, а смешные) слова и научитесь корчить какую-нибудь страшную рожу, которые подскажут ребенку, что бесчинства лучше прекратить. Один папа в таких случаях рычит "кар-р-р-рамба!" и топает ногами.
Если вам уж очень хочется обозвать ребенка, оставьте при себе "балбеса" и придумайте свое "ругательство". Например: "Ах ты, трам-тарарашка!"
…потом действия
Дошли до точки кипения? Начинайте стучать сложенным журналом по столу. Или попробуйте ругаться шепотом. Или выскажите все, что накипело, например телевизору.
Проверено, такие способы выражения злости и раздражения гораздо действеннее ругани!
Семейные отношения: ребенок и "новый" папа
Семейные отношения: ребенок и "новый" папа
Когда мужчине предстоит стать новым членом семьи, ситуация непростая. И здесь обязательно пригодятся знания психологии детей. Как "новому" папе строить отношения с ребенком? Своим опытом делится "новый" папа.
Не спешите объявить себя новым папой, постарайтесь сначала сблизиться с ребенком. Логично первые встречи устраивать на нейтральной территории, а ночевки у них дома, совместные выходные и отпуска оставьте на потом.
Ребенку будет легче привыкнуть к вам, если вы его увлечете новым делом (бассейн, теннис, щенок и пр.). Но ничего не навязывайте, иначе прослывете тираном.
Проблемы воспитания кажутся вам простыми, вы знаете ответы на все вопросы? Да, мы, мужчины, частенько рубим с плеча в тех ситуациях, когда этого делать ни в коем случае не стоит. Не спешите брать воспитание ребенка на себя!
Не создавайте искусственных ситуаций и не считайте ребенка глупее, чем он есть. Так что никаких ссылок к бабушке или – еще хуже – на пятидневку.
И ни в коем случае не отдаляйте ребенка от его родного отца и не позволяйте это делать жене.
Даже если вам очень хочется провести весь вечер с женой, не просите ее нарушать традиции семьи. Есть у мамы с ребенком обычай вечерами читать сказки – пусть читают.
Постарайтесь, чтобы перемены были как можно более плавными. Можно придумать и новые, не менее приятные ритуалы (например, сделайте регулярными походы в кафе-мороженое).
Друзья, поверьте, все вышесказанное – повод не отчаиваться, а задуматься и проявить максимальную чуткость.
Жестокое обращение с детьми
Буклет «Я ребенок и я имею права!»