Памятка для родителей.
Занимательные опыты и эксперименты.
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Тимофева О.Н.
Дети дошкольного возраста весьма любопытны. Им интересны любые природные процессы и явления окружающего мира. И очень хорошо, когда простые объяснения сопровождаются яркими иллюстрациями и интересными и занимательными опытами. Именно такими способами вы способны повлиять на развитие познавательных интересов детей к научным и практическим занятиям. Опыты, которые вы будете проводить со своими детьми дома должны быть простыми, понятными, захватывающими и интересными, и что немаловажно безопасными.
Опыт "Пизанская башня"
Один из самых простых и красивых экспериментов. На дне глубокой тарелки или чашки выстраивается башня из нескольких кубиков сахара-рафинада (для опыта достаточно 5-7), так чтобы «башня» получилась довольно высокой и выступала за края тарелки по высоте. В стакане воды нужно растворить небольшое количество пищевого красителя любого цвета (можно обойтись и без него). После того в тарелку наливается немного раствора так, чтобы не замочить башню. Сначала цветной станет нижняя часть башни, затем вода поднимется вверх и все кубики станут окрашенными. Ребенку нужно объяснить, что молекулы воды взаимодействуют с молекулами сахара, растворяя их, а благодаря силе притяжения молекулы воды постепенно поднимаются вверх, окрашивая сахарные кусочки.
Удивительные свойства льда
Обыкновенный лед имеет несколько интересных свойств. Вместе с ребенком возьмите четыре пластиковых одноразовых стаканчика, наполните водой наполовину и поставьте замораживаться, предварительно отметив уровень воды, поставив метку цветным фломастером или мелом на стаканчике. Через день ребенок будет немало удивлен тем, что объем воды в стаканчике при замерзании увеличился. Лед из формы нужно вынуть и поместить по кусочку в отдельную миску с тем, чтобы наблюдать, как лед будет таять в разных условиях. Первый кусочек помещается в сухую миску, второй в миску, наполненную горячей водой, третью миску наполняем холодной водой и помещаем в нее кусок льда, в четвертую миску кладем кусок льда, обернутый мехом, ватой или войлоком. Быстрее всего лед растает в миске с горячей водой, затем в миске, наполненной водой холодной. Обратите внимание ребенка на то, что лед в воде не утонул, а значит легче воды. Над водой выступает лишь небольшая часть льдинки, но большая все же покрыта водой. Медленнее таять будет кусок, положенный в сухую емкость из-за того, что теплопроводные свойства воды лучше, чем теплопроводные свойства воздуха. А вот лед, завернутый в теплый материал, как ни странно, будет таять дольше всего, поскольку изоляция материалом не позволяет взаимодействовать с окружающим теплым воздухом. Еще одна интересная особенность связана с таянием льда из пресной и соленой воды. Если заморозить стаканчики с пресной водой и водный соленый раствор, затем поместить в одинаковые условия для размораживания, то окажется, что соленый лед растает немного быстрее, чем несоленый.
Удивительные свойства соленой воды.
Соленая вода плотнее пресной. Она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Вместе с ребенком возьмите стакан и налейте (пресной)воды. Спросите ребенка, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Оно утонет. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет. Возьмите второй стакан с водой и добавьте туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустите в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее не соленой, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положите яйцо на дно литровой банки. Вместе с ребенком постепенно подливаете воду из обоих стаканов, получиться такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Памятку подготовила воспитатель Коробейникова Н.В.
Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были более эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствия от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Рекомендации для родителей
Развитие исследовательских умений детей дошкольного возраста в игре.
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Тимофеева О.Н.
Вся жизнь ребенка дошкольника сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками, явлениями. Поэтому важно в дошкольном возрасте сформировать у ребенка внимательность, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать, классифицировать, задавать поисковые вопросы, выдвигать предположения, проверять их в ходе практической деятельности и на основе этого делать простые умозаключения и выводы, развить познавательную активность.
Предлагаем вам серию игр и упражнений для развития у детей исследовательских (познавательных) умений, которые вы можете организовать в домашних условиях в повседневной жизни.
Играя с ребенком, важно ставить перед ним задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации, побуждающие его к активизации знаний, умений, прошлого опыта.
Упражнения и игры на развитие наблюдательности и умения наблюдать:
Рассматривание каких-либо интересных и вместе с тем хорошо знакомых предметов; осенних листьев, комнатных растений, снежинок и т. п. является эффективным заданием для развития умения наблюдать. Например, листья можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Можно поговорить и о том, где они растут и почему каждой осенью они меняют цвет и опадают
"Что изменилось?", "Чего не стало?" Предлагаются парные картинки, содержащие изменения. Можно поиграть с набором любых предметов.
"Найди ошибки, сделанные художником".
Игра на развитие умения обобщать:
"Назови, одним словом"
Игра на развитие умения видеть проблему :
"Посмотри на мир чужими глазами".
Предложите ребенку и попробуйте сами, представив себя кем-то или чем-то другим (дворником, цветком на газоне, вороной, медведем и т. п.). Оценить одно и то же явление, событие, например, наступление зимы, с точки зрения другого человека, растения, животного.
Упражнение на развитие умения задавать вопросы:
"О чем спросит белка (сова, почтальон, милиционер)?"
Это упражнение связано с постановкой вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета. О чем они могут спросить детей? Что их может интересовать? Детям нужно придумать вопросы за них.
Упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы:
Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать.
"Что было бы, если?"
Предложите ребенку спрогнозировать возможные последствия воображаемых событий. Например, воробьи стали размером с больших орлов, слоны стали меньше кошек, люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас , 100 дней будет идти дождь, исчезну все животные.
Может, Вы придумаете свои варианты ситуации и спрогнозируете возможные последствия.
Игры и упражнения на формирования умения делать простые выводы и умозаключения:
Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.
"Живое - неживое"
Назовите любой объект окружающего мира: береза, кошка, человек, камень, песок и т. п., пусть ребенок скажет, живой это объект или неживой и аргументирует свой ответ.
"Определи время года"
Назовите ребенку признаки какого-нибудь времени года, пусть он определит его.
Назови как можно больше животных со следующими признаками: шумный, подвижный, сильный.
Советы родителям:
«Игры для детей 5-6 лет, развивающие логическое мышление».
Вы можете развивать логическое мышление у детей 5 -6 лет с помощью игр с карточками, онлайн игр, компьютерных, графических, речевых, настольных, различных головоломок и т.д.
Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Графические игры для детей 5-6 лет очень хорошо развивают логику, внимание, мышление. Графические игры:
Головоломки для детей тренируют память, внимание, логику. Название этих заданий уже говорит о том, что придется хорошо подумать. Чтобы найти ответ. В задании могут быть следующие вопросы: найти отличия; найти выход из лабиринта; найти определенные фрагменты; ребусы; и многое другое. Пример головоломки: на картинке найти тот домик, из деталей которого можно построить такой же как на рисунке у мальчика.
Рекомендуемые книги для развития логического мышления: