Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Шеф-повар рекомендует

Организация питания в МБДОУ "Детский сад № 1"

 Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.

     Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.

    В нашем детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже. Все блюда готовятся поварами - профессионалами на кухне детского сада.

    Транспортировка пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом наших поставщиков: ведется ежедневный  входной  контроль за доброкачественностью и безопасностью скоропортящихся продуктов,  поступающих на пищеблок.

    Имеется десятидневное меню, утвержденное заведующим  детским садом. При составлении меню используется разработанные технологические карты, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы членами  бракеражной  комиссии, в состав которой входят: медсестра, шеф – повар, заместитель заведующего по ВМР, и соответствующей записи в журнале результатов  оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

    У нас в саду организовано пятиразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Интервалы между приемами пищи не более 3- х часов. В промежутке между завтраком и обедом-второй завтрак: соки, нектары, либо какой – то фрукт. При этом на долю завтрака приходится 25% суточной калорийности, на долю обеда – 40%, на долю полдника – 15%, на  ужин  –25%.

     Одним из основных требований к организации питания является строгая регулярность и своевременность. В нашем детском саду это учитывается и поэтому помощники воспитателя каждой группы в специально отведенное для их группы время получают пищу на кухне и приносят ее свою группу.

     Дети старшей группы с помощью  воспитателя и младшего воспитателя начинают осваивать навыки сервировки стола, т. е. дежурят по столовой, надевают специально сшитые фартуки и накрывают на стол, ставят нужную посуду и выкладывают приборы (ложки, вилки и ножи) в правильном порядке. Ножи в детском саду с притупленным лезвием, что  безопасно для детей. Дети со старшей группы должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами. Когда вся работа детей закончена, помощник воспитателя разливает готовую пищу. Дети садятся кушать, за столом воспитатель проговаривает вместе с ними, что они кушают, из чего приготовлено это блюдо, что в нем полезного.

      В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла, творога, сыра,  сметаны, сахара, хлеба, мяса, птицы, печени, рыбы (минтай, треска, хек, сельдь слабосоленая).  Ежедневно в меню имеются овощи, как в свежем, так и в вареном и тушеном виде. В осеннее время в меню преобладают блюда из кабачков, баклажанов,  сладкого перца. Дети регулярно получают на полдник кисломолочные продукты ( кефир, бифидок, ряженка, биопростокваша, йогурт) , кондитерские изделия: печенье, булочка, пирожки, пироги. Дети обожают нашу выпечку.  В летнее время, учитывая большие затраты энергии детьми в связи с длительным пребыванием на свежем воздухе, большой подвижностью, аппетит в жаркие дни снижается, поэтому в рацион включается больше кисломолочных продуктов, свежих сезонных фруктов ( черешня, нектарины, сливы, персики и абрикосы), ягоды клюквы,  брусники, шиповника, соков, свежей зелени.

     Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. Для этого, ежедневно мы вывешиваем меню в группах. Родителям следует в вечернее время ( второй  ужин) давать ребенку такую пищу, которую он не ел в детском саду.

     За качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах, санитарным состоянием пищеблока, соблюдением правил личной гигиены работниками и организацией питания детей в группах следит заведующий детского сада, медицинская сестра, шеф – повар. Ежедневно проводится бракераж  готовой продукции, специально созданной для этого комиссией с записями в соответствующий журнал. Проводятся регулярные проверки работы пищеблока вышестоящими организациями: технологом Департамента Образования Абышевой Н.М, отделом дошкольного питания Роспотребнадзора.

     Пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности. Особенно велика роль питания в дошкольном возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

Правильное пищевое поведение. Советы родителям

     Поговорим о том, как должны питаться дети дошкольного возраста. Почему так важны вопросы питания современных детей?

     Вы все знаете, как часто сейчас встречаются у детей различные хронические заболевания. Уже с раннего возраста формируются такие хронические поражения желудочно-кишечного тракта, как, например, хронический гастрит, хронический холецистит, дискинезия  желчных путей и другие. В становлении этих хронических поражений органов пищеварения, а также других заболеваний (аллергические поражения дыхательной системы, кожи) немалое значение имеет  нерациональное питание.

     Существует истина, которую должна знать каждая мать: не так важно, сколько съест ребенок, важнее — сколько он сможет усвоить! В связи с этим поговорим об организации самого процесса питания детей. Желание есть возникает  тогда, когда человек успел поработать, подвигаться. К этому моменту начинают активизироваться желудочные ферменты, переваривающие пищу. Чем приятнее  запах и вид пищи, тем больше активность ферментов в желудке и тем сильнее ощущение голода.

Утреннее отсутствие аппетита

     Как правило, он еще не совсем проснулся, не подвигался. Желания  есть у него еще нет. А мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются ферменты,  спазмируется  желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным!

Не добивайтесь аппетита принуждением!

     Стоит ли так бояться голода? Лучше пусть ребенок съест с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик — ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Для того чтобы у него был аппетит, нужна спокойная обстановка. Надо научить малыша медленно и спокойно жевать, еда должна быть для него удовольствием.

Почему важно не спешить во время еды?

     Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное — научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная  пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки — и травмирует их.

Пустая тарелка — не всегда хорошо!

     Во время еды нельзя отвлекать ребенка игрушками, сказками и т.д.  Если он отказывается от еды, то, может быть, он еще не голоден. Но мать хочет его накормить. Она ему читает в лучшем случае, а в худшем — сердится на него. А ребенок автоматически открывает рот, и туда ему вливается пища. Мать утешает себя тем, что тарелка опустела и ей кажется, что малыш будет сыт. А он не сыт. Он ничего не переварит. Он сделал первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

Почему надо избегать перекармливания?

     Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а, следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Приведем пример. Малыш рос в обеспеченной семье, где не было ни в чем недостатка, эта семья имела возможность покупать такие продукты, которые в обычных магазинах отсутствуют. По утрам ребенку давали бутерброды с черной и красной икрой, в обед предлагали отварные языки, но он отказывался от еды. Родители были в отчаянии, так как он мог целыми днями не есть. Он худел, его мучили запоры. Решили положить ребенка в больницу для обследования. Родителям было поставлено одно условие: из дома разрешалось приносить только фрукты и овощи для приготовления свежих соков. Малыш получал до еды разведенные соки (никаких ферментов ему дополнительно не назначали), ел каши, гулял, спал, т.е. вел обычный образ жизни. Уже через две недели он с восторгом уплетал больничную еду. Все результаты обследования показали: ребенок здоров. Он просто перекормлен, не знает чувства голода.

Надо учитывать темперамент

     Переваривание пищи у человека связано не только с обстановкой, но зависит и от его темперамента. Ученые изучали ферментативную активность детей, живущих в детском доме. Оказалось, что дети холерического склада, которые были посажены за еду сразу после прогулки, не могли долго успокоиться, вертелись и плохо ели. Пища у них переваривалась плохо. А дети флегматического темперамента после прогулки спокойно садились за стол, сосредоточенно ели. У них пища переваривалась хорошо. Приглядитесь к своему ребенку, может быть, после прогулки ему лучше отдохнуть, расслабиться и затем только есть. А лучше всего поговорить с ним о новостях в его жизни и подождать, пока он сам попросит еды.

Когда отсутствие аппетита говорит о болезни?

     Только в тех случаях, когда ребенок отказывается от еды в условиях спокойной и доброжелательной обстановки и не утоляет голод кусками хлеба или любимыми блюдами, нужно подумать, не заболел ли он. Тогда необходимо  прежде всего выяснить, нет ли у него каких-то заболеваний пищеварительного тракта, заражения глистами или других болезней.

Какой объем пищи должен быть у ребенка дошкольного возраста?

     Емкость желудка у детей изменяется с возрастом. Если у годовалого ребенка она равна 250-300 г, то у трехлетнего — 350-400 г, а у четырехлетнего — 450-500 г. Поэтому питание должно быть дифференцированным по величине разового и суточного объема пищи в зависимости от возраста детей.

     Конечно же, объем пищи зависит и от аппетита детей. Если у ребенка хороший аппетит, не злоупотребляйте этим, не приучайте его к чрезмерно обильному питанию. Рано или поздно это приведет к избыточному жироотложению и нарушению здоровья ребенка. Если же аппетит снижен, и ребенок не всегда съедает предлагаемую ему пищу в достаточном количестве, то ему надо временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного ужина в 21 час или раннего завтрака, если ребенок просыпается слишком рано — в 5-6 часов утра. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки.

     Общий объем пищи на целый день составляет в среднем: для детей в три года — 1500-1600 г, для детей в четыре года — 1700-1750 г. Суточное количество распределяется между отдельными приемами пищи относительно равномерно: 350-400 г и 400-500 г соответственно возрасту детей, обед дается в оптимальном объеме.

Калорийность питания

     Потребность детского организма в энергии составляет: в возрасте  с трех до семи лет — 1800ккал в день. Суточная калорийность питания детей должна соответствовать этим цифрам и правильно распределяться между отдельными приемами пищи. Для детей дошкольного целесообразным считается следующее распределение: на завтрак — 25% суточной калорийности, на обед — 35-40, полдник — 10-15, ужин — 25 %.

Питьевой режим

     В связи с естественными потерями воды через почки, кожу и с выдыхаемым воздухом, баланс воды в организме должен постоянно восполняться за счет жидкости, содержащейся в пище, и питья свободной жидкости — воды, чая, морса и других напитков. Особенно увеличиваются потери воды при физической нагрузке и в жаркое время года.

     У детей, в связи с их высокой подвижностью, потери воды весьма ощутимы, поэтому детей нельзя ограничивать в питье. Но компенсировать недостаток жидкости сладкими компотами, соками, напитками не следует, так как это приводит к угнетению аппетита. Нельзя также давать много пить воды во время приема пищи. Заполняя емкость  желудка и разбавляя пищеварительные соки, она способствует снижению аппетита.

     В интервалах между приемами пищи вода должна быть доступна для детей. Обычно дают свежекипяченую воду, остуженную до комнатной температуры, столовую минеральную воду без газа или слабо заваренный чай. Можно также рекомендовать быстрорастворимые чаи из экстрактов трав — фенхеля или ромашки, которые способствуют улучшению деятельности кишечника и обладают успокоительным действием .

Как приучить ребенка есть овощи и фрукты

​ В мире постоянно увеличивается количество вредных продуктов, которых все больше и больше по отношению к овощам и фруктам, приносящим здоровье. И при этом вредные продукты продаются "на каждом углу", постоянно рекламируются и имеют в себе подсластители и вкусовые добавки, которые так нравятся детям. Представляем вам 7 способов, которые помогут вам приучить ваших детей к здоровому питанию.

Подайте фрукты красиво и весело

     Правило многих воспитательниц, мам и бабушек — "не играй с едой!" — должно остаться в советском прошлом. Детям нужно играть с едой, возводить башни из овощей, строить мосты из горошинок и рисовать рожицы на каше. Если предложить ребёнку с 4 до 7 лет на выбор две тарелки с нарезанными фруктами — просто разложенными или в виде огромного фруктового ёжика (с шашлычками, шпажками, виноградинами-глазами и пр.) — он съест в два раза больше фруктов, объедая именно ёжика. Правда, со временем дети привыкают к интересной подаче, поэтому одним животным не отделаешься. Только, пожалуйста, не рисуйте на овощах рожицы майонезом.

Пустите детей в огород

     Они куда охотнее едят овощи, если участвуют в их выращивании. Если привлечь ребёнка к проращиванию лука в банке, зелени на подоконнике, или взять с собой в теплицу на экскурсию — помочь полить огурец, например — без занудства и тяжёлой работы, он будет снисходительнее к овощам вообще. 93% садоводов в Америке утверждают, что их дети обожают овощи!

Вместо тарелки подайте в корзинке

     Фрукты берут в два раза чаще из корзин или мисок, а не с эмалированных подносов.

Учитывайте возраст

     У каждого возраста свои замашки. Младенцы едят овощи без проблем. Именно с них и с фруктов начинается введение прикорма, и малыши охотно уплетают кабачки, тыкву и морковь.

Поймите причину

     Есть пять главных причин, по которым дети отказываются от тех или иных продуктов: нарушен режим, слишком много еды, отвлекающие факторы, невкусно, боязнь нового. С каждой из этих причин можно успешно бороться.

Показывайте мультики и фотографии

     Если мультипликационные герои поедают шпинат и следят за собой, дети пробуют новые виды овощей и гордятся тем, что ели на обед здоровую пищу. Это подтверждается исследованиями в детских лагерях, где воспитатели и учёные не ленятся готовить вместе с детьми, показывать мультики и устраивать дегустации. Если вы против ТВ, найдите хорошую иллюстрированную книжку с овощами и фруктами — кулинарный справочник или энциклопедию. Рассматривание любой незнакомой еды всегда примиряет с ней ребёнка. Это, впрочем, и вам пригодится.

Давайте детям овощи, когда они действительно голодны

     Перед обедом ребёнок съест морковку с большей радостью, чем после супа — и потом лояльнее отнесётся к брокколи.

     Овощи и зелень обязательно должны входить в состав детского меню. Они содержат все необходимые ребенку витамины, минеральные вещества, соли, органические кислоты, углеводы, а также вещества, которые значительно повышают аппетит. Овощи помогают усвоению белков, жиров и углеводов, поэтому они должны присутствовать в рационе ребенка и как самостоятельные блюда, и как гарниры к мясу и рыбе. Детское питание без овощей не может быть полноценным.

     Однако стоит помнить несколько правил приготовления овощей, которые помогут сохранить большую часть витаминов и сделают блюдо вкусным и ароматным. Овощи всегда следует мыть под проточной водой. Если вы собираетесь употреблять их в сыром виде, то нужно ополоснуть их еще и прохладной кипяченой водой. После чистки все овощи также стоит помыть. Варить овощи стоит не на плите, а лучше использовать для этих целей пароварку. Так овощи не потеряют свой внешний вид, окраску и вкусовые свойства, а также сохранится большинство витаминов и минеральных веществ. Не следует также переваривать овощи. Вряд ли ваш малыш согласится съесть бесформенную поблекшую кашу. Бульоны, оставшиеся после варки овощей, можно использовать для приготовления супов или соусов, так как в них остается достаточное количество витаминов и минералов. Если вы готовите ребенку салат, то делать это стоит перед самым приемом пищи, смешивая в одном блюде сырые и вареные овощи. Детям полезно есть овощные салаты на завтрак и как гарнир к блюдам из рыбы и мяса. Иногда можно предлагать детям тушеные овощи, но они также должны быть приготовлены на пару и мелко порезаны. В тушеных овощах можно легко замаскировать нелюбимые ребенком продукты: лук, цветную капусту, брокколи. Необходимо помнить, что детей привлекает, прежде всего, красиво оформленная еда, так что ребенок с удовольствием съест свою порцию салата, если обнаружит на ней смешную рожицу или удивительного зверя, выложенного из тех же овощей или вареных яиц. Для заправки овощного блюда для детей не стоит использовать майонез, уксус и другие острые соусы. Лучше ограничиться нежирной сметаной или капелькой оливкового масла с лимонным соком. Аппетитный вид приготовленного блюда вызовет усиленное выделение желудочного сока, а значит и улучшит усвоение пищи и принесет много радости маленькому едоку.
      Предлагаем рецепт вкусного фруктового салата, который понравится не только детям, но и взрослым. По желанию, особым сладкоежкам, если фрукты покажутся кислыми, фруктовый салат можно заправить сладким сгущенным молоком, а уж с такой заправкой этот салат понравится любому ребенку.
     Если фруктовый салат предназначен вам, и вы не сладкоежка, да к тому же, у вас есть очень спелые, не кислые киви, заправьте фруктовый салат йогуртом, и он станет не просто вкусным и полезным, но ещё и диетическим.

     Ингредиенты:
свежий ананас (можно заменить консервированным) – 150 гр.
бананы – 1 шт.
киви – 1 шт.
яблоки – 1шт.
виноград – 1 веточка (примерно 100 гр.)
сгущённое молоко – 2 ст. л.

Особенности питания ребенка в период адаптации

​     Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

     Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.

     Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни ребенка  кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду, оно вывешивается в каждой группе. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим.

Будет ли малыш принимать пищу в детском саду?

     Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет есть самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом.

     Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 15 минут. С вопросами о питании ребенка  можно в любое время обратиться к   шеф – повару детского сада Шайхутдиновой Насихе Зайтуновне.  Она ответит на все ваши вопросы.

Рациональное питание - залог здоровья ребенка

​     Нутриенты – важные составляющие рациона ребенка в возрасте до 7 лет

     Если вы хотите обеспечить правильное питание для своего ребенка, важно обращать внимание не только на энергетическую ценность, измеряемую в калориях, но и на наличие питательных веществ, которые необходимы для роста детского организма. Достаточное количество жиров, белков, углеводов, минералов, витаминов и воды - это то, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность малыша и помогает здоровому развитию всех внутренних органов.

Белки

     Белок – это один самых важных питательных веществ, необходимых для здорового функционирования всех систем в организме ребенка. Это строительный материал, без которого невозможно полноценное развитие костно-мышечной системы, зубов, волос и ногтей. Универсальным поставщиком белка считаются мясные продукты, рыба, яйца, молоко, бобовые, крупы, хлеб и овощи. Низкое потребление белковой пищи задерживает нормальное развитие и рост, снижает иммунную защиту организма, а также повышает восприимчивость ко многим инфекционно-воспалительным заболеваниям. В суточном рационе каждого ребенка должны быть белковые продукты!

     Однако, для того, чтобы белок правильно и быстро усваивался тканями и клетками подрастающего организма, необходимо придерживаться точного соотношения при сочетании с питательными веществами других типов. Наиболее оптимальным сочетанием считается употребление 1 г белка с 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

     Жиры оказывают благоприятное влияние на состояние кожи и эластичность мышц. Однако, лучше отдать предпочтение растительным жирам, которые в универсальных пропорциях содержатся в овощах, фруктах, бобовых и яйцах. Особенно полезным для ребенка 3-7 лет считаются жиры, входящих в состав орехов и сухофруктов. Высокое содержание жиров можно обнаружить в растительном и сливочном масле, в твороге, сметане, в рыбных и мясных продуктах. Но употреблять такие продукты в больших количествах не рекомендуется, так как это может привести к нарушению обмена веществ и быстрому набору веса у ребенка.

Углеводы

     Углеводы дают подрастающему поколению энергию и силы, необходимые для нормального восприятия любых умственных и физических нагрузок, с которым сопряжены школьные года. Большое количество углеводов содержится в сахаре, сладких фруктах, молочных продуктах, хлебе, крупах и кондитерских изделиях. Углеводы особенно необходимы детям, которые занимаются активными физическими упражнениями.

Минеральные соли и микроэлементы

     Организм ребенка в период своего активного развития испытывает острую необходимость в микроэлементах и минеральных солях. Они играют роль важного строительного материала, который участвует в формировании органов, систем органов, тканей и клеток. Более того, минеральные соли принимают активное участие в водном обмене и выступают в качестве регулятора ферментной активности в организме.

     Минералы подразделяются на 2 группы: минеральные соли (калий, кальций, натрий, магний, фосфор, сульфаты, хлориды и прочие элементы) и микроэлементы (медь, цинк, железо, хром, йод, фтор, селен и марганец). Общая масса минеральных солей в организме составляет до 1000 г. Содержание микроэлементов не должно превышать нескольких сотен мг.

Потребность детского организма в витаминах

     Витамины являются важной составляющей, необходимой для нормального функционирования детского организма. Они играют роль универсального природного регулятора биохимических и физиологических процессов, обеспечивающих нормальную работу всех органов и систем в организме.

     Однако, выработка подобных биологически активных веществ у человека не производится в достаточных количествах. Дефицит витаминов может вызвать ряд нежелательных осложнений, к числу которых относятся: замедленный рост, ослабленный иммунитет, выпадение волос, высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям, повышенная нервная возбудимость, упадок сил, быстрая утомляемость, низкая физическая активность, нарушение сна и т.д. Именно поэтому так важно обеспечить полноценный контроль над оптимальным содержанием витаминов в ежедневном рационе детей.

     В некоторых случаях ребенок нуждается в повышенном употреблении витаминов и продуктов, в состав которых они входят:

во время активного роста;

при неблагоприятной климатической и экологической ситуации;

при повышенных физических нагрузках;

в период сильных стрессов и умственных нагрузок;

при воспалительно-инфекционных процессах в организме;

при наличии внутренних заболеваниях.

Рацион питания ребенка в возрасте от трех до семи лет

     Учитывая все вышеперечисленные правила питания, в суточный рацион ребенка необходимо включить все основные группы пищевых продуктов.

     Из мясных продуктов предпочтительнее употреблять курицу, телятину, индейку и нежирную говядину. Мясо с низким содержанием жиров быстрее усваивается организмом и имеет более высокую ценность для подрастающего поколения, препятствуя резкому увеличению веса.

     К сожалению, всеми любимые сосиски, сардельки и колбасы менее полезны для детей в возрасте до 7 лет, так как они относятся к числу полуфабрикатов и содержат большое количество вкусовых усилителей.

Если ваш малыш попробует данное лакомство, потом он просто откажется от натуральной пищи. Дело в том, что натуральные сосиски должны производиться только из высших мясных сортов. Однако, высокое содержание консервантов, ароматизаторов и других пищевых добавок в современных сосисках негативно отражается на хрупком детском организме и может вызывать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Лучше дать ребенку отварное куриное филе, чем сосиску.

     То же самое касается и рыбных продуктов. Выбирайте для детей нежирные сорта рыбы, к числу которых относятся: хек, треска, судак, минтай и хек. Избегайте употребления  консервов, острых и пересоленных блюд, которые также могут вызвать раздражение в желудке и кишечнике.

     Особое внимание при выборе рациона для ребенка 3-7 лет следует уделять молочным продуктам. Молоко – это незаменимый поставщик кальция, витамина В2 и фосфора, которые имеют незаменимое значение для роста и развития организма малыша.

     Для улучшения работы пищеварительной системы, предотвращения запоров и авитаминозов врачи рекомендуют употреблять в больших количествах фрукты, овощи и натуральные, плодоовощные соки. В данных продуктах содержится большое количество минералов, витаминов и микроэлементов, восстанавливающих полноценную работу всех органов.

     Также, не стоит недооценивать значение круп, хлеба и макаронных изделий. Особенно полезна гречневая и овсяная крупа, в состав которых входит большое количество белков, витаминов и микроэлементов. Обязательно включите в режим питания овощные салаты, заправленные растительным маслом. Майонез и сливочное масло следует давать в небольших количествах.

Примерная потребность ребенка в возрасте от 4 до 6 лет в пищевых продуктах:

молочные продукты – 500-600 мл,

творог – 50-60 г,

сметана - 20 г,

твердый сыр - 20 г,

масло сливочное - 20 г

растительное масло - 10 г (в салатах),

мясо – 140-150 г,

рыба - 100 г,

яйцо – 2 штуки,

сахар - 70 г,

пшеничный хлеб - 100 г,

ржаной хлеб - 60 г,

крупы, макароны – 50-60 г,

картофель - 150 г,

овощи -200-300 г,

фрукты и ягоды - 200 г.

     Помните, что для подрастающего организма предпочтительнее выбирать натуральные продукты, обеспечивая их щадящую обработку. Также, не забывайте и об эстетическом воспитании малыша. Любое блюдо, которым вы угощаете ребенка, должно быть не просто вкусным, но и красиво оформленным.

Питание ребенка в зимний период

Питание детей в зимний период

АвитаминозЭто слово очень часто можно услышать в разговорах родителей, по телевизору, от участковых педиатров. Необходимо постоянно пополнять запас витаминов в организме ребенка, чтобы оставался сильным иммунитет и полноценно развивался растущий организм. Как же организовать рацион ребенка, чтобы в зимний период питание осталось сбалансированным и организм не испытывал недостатка в  витаминах?

Зимой ребенку  как никогда необходимы овощи и зелень. В любом виде: свежем, отваренном, тушеном. Добавляйте во все супы укроп, предложите малышу съесть веточку свежей петрушки. Старайтесь ежедневно готовить салаты из свежих овощей: капусты, моркови, яблока, зеленого горошка. Не забывайте про салат из отваренной свеклы с черносливом, а  заодно про курагу и изюм: сухофрукты — весьма богатый источник пектина и минеральных солей. Их можно добавлять в кашу, творог, рис, запеканки, только не забывайте предварительно вымачивать их и удалять косточки. Покупайте в магазинах смеси из свежезамороженных овощей, их можно приготовить на гарнир или добавить в суп. Готовятся данные полуфабрикаты легко и быстро, а глубокая заморозка позволяет достаточно долго сохранять витамины. Старайтесь по возможности, давать ребенку цельные фрукты и овощи: лист капусты, морковь, грушу, так как не тронутые ножом плоды сохраняют намного больше витаминов. Дело в том, что при нарезке и шинковке в клетках овощей освобождается фермент, который разрушает аскорбиновую кислоту. Поэтому намного полезнее дать ребенку хорошо вымытый целый плод. 

Теперь о напитках.

Поскольку набор из свежих овощей и фруктов зимой ограничен, попробуем хотя бы частично восполнить их нехватку соками. Чередуйте соки разных видов, не забывая об овощных и мультивитаминных. Заваривайте для ребенка плоды шиповника – они чрезвычайно богаты витамином С, варите компот из сухофруктов (помните из своего детства, какой он вкусный?). Также можно заваривать витаминные чаи из трав. Для этого необходимо приобрести в любой аптеке травяные чаи или сборы трав, они очень хорошо укрепляют иммунитет малыша.  Можно предложить ребенку и обычный чай с вареньем. Но в этом случае лучше отдать предпочтение «пятиминуткам», данный способ варки разрушает витамин С меньше, чем классический. Выбирая для малыша варенье в бабушкиных запасах, имейте в виду, что ребенку особенно полезны малина и смородина – черная и красная.                                                                    

Проявите немного фантазии, и вы сами убедитесь, что даже лютой зимой можно найти достаточно большой набор продуктов, способных обеспечить вашего ребенка комплексов необходимых витаминов.

Питание ребенка у бабушки

    ​Часто бывает, что у бабушки малыш питается совсем не так, как дома, и та, на правах старшей, советует маме ребенка, как получше накормить кроху, чтобы он выглядел здоровеньким и упитанным.

Правда, среди таких советов немало распространенных заблуждений. Но как убедить в этом бабушку?

Если ребенок худой, значит, он недоедает, и это необходимо исправить – кормить малыша так, чтобы он поправился.

В большинстве случаев не стоит считать худобу детей болезненной. Если ребенок не отказывается от еды регулярно (полный или частичный отказ от приема пищи может быть в случае анорексии), не похудел после болезни, а чувствует себя хорошо, активен и бодр, то его худоба – это всего лишь конституциональная особенность, которая абсолютно не мешает ему жить. Разобраться в том, нормально ли физически развивается ребенок, поможет врач-педиатр. А самостоятельно откармливать малыша, чтобы он «набирал жирок», не стоит. И родители должны напомнить бабушкам и дедушкам обо всех опасностях для здоровья в случае ожирения ребенка, ведь избыточный вес влечет за собой целый букет заболеваний – сахарный диабет, болезни сердца и сосудов, почек, печени, желудка, поджелудочной железы, желчного пузыря, кишечника и пр.

Кормить ребенка можно не по режиму, а по его желанию, в том числе и поздно вечером.

Это заблуждение, опасное для здоровья ребенка. Только при соблюдении режима питания органы пищеварения «запоминают» часы работы и начинают готовиться к приему пищи заранее – постепенно, в небольшом количестве секретировать необходимые пищеварительные соки и ферменты. Организм должен запомнить часы приема пищи и интервалы между ними. Если же режим питания не соблюдается, нарушается работа органов пищеварения, что ведет в дальнейшем к таким заболеваниям, как гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, дискинезия желчевыводящих путей, энтероколит и пр. Важно отметить, что не бывает изолированных заболеваний одного органа желудочно-кишечного тракта – при расстройстве работы любого его участка неизбежно происходит «сбой» всей пищеварительной системы в целом.

Вечерние и ночные приемы пищи опасны не только вероятностью избыточного веса (получается, что, поздно поужинав, ребенок ложится спать, а полученная с пищей энергия активно не тратится, а накапливается в организме в виде жира).

Перекусы, особенно домашней выпечкой, совсем не вредны для ребенка.

Необходимо напомнить, что даже самая маленькая булочка или печенье – это все равно еда, причем с высокой энергетической ценностью. А значит, любой перекус перед полноценным приемом пищи снижает аппетит, что проявится в отказе от приготовленных блюд. В итоге сбивается режим питания и детский организм недополучает необходимые для полноценного роста и развития важные питательные вещества, что приводит к нарушению метаболических процессов в клеточных и тканевых структурах, к нарушению функций и работы органов и систем, т.е. к болезни. Если же обед не скоро, а есть очень хочется, то малышу лучше предложить легкоусвояемые углеводы, содержащиеся в овощах и фруктах, но никак не сладости, и ничего жирного, так как подобные перекусы надолго «отобьют» аппетит.

Чтобы накормить ребенка, все средства хороши.

Используемые методы, такие как просмотр телевизора, чтение книг, рассматривание картинок во время еды и многое другое, недопустимы, так как внимание ребенка полностью отвлекается от еды и он не чувствует ни вкуса, ни запаха пищи, плохо жует, а значит нарушается процесс пищеварения. Известно, что органы желудочно-кишечного тракта работают рефлекторно, и для их точной и сложной работы человеку нужно сначала увидеть пищу и почувствовать ее запах. Через несколько секунд после этого усиливается отделение сока поджелудочной железой, происходит выход желчи в двенадцатиперстную кишку, усиливаются секреторные процессы в желудке и кишечнике, активизируется перистальтика.

Если же внимание ребенка занято мультфильмом, то рефлекторная фаза пищеварения не работает, и как следствие, вырабатывается недостаточное количество ферментов и пищеварительных соков, замедляется работа желудочно-кишечного тракта, что приводит к задержке процессов пищеварения, нарушению обменных процессов, в том числе ожирению, воспалительным заболеваниям и функциональным нарушениям органов пищеварения.

Ребенок должен обязательно запивать еду.

Нередко встречается и это заблуждение, так как многие убеждены, что жидкость, потребляемая вместе с твердой и сухой пищей, облегчает ее прохождение по желудочно-кишечному тракту, улучшая пищеварение. На самом деле, это очень вредная привычка. А дело в том, что запиваемая жидкость разбавляет концентрированный желудочный сок, и тогда процесс пищеварения в желудке или задерживается, или прекращается – все зависит от объема выпитого.

В ответ на это центральная нервная система посылает приказ на выработку дополнительного количества пищеварительного сока – соляной кислоты, которая является агрессивной химической средой. А ее избыточное выделение приводит к раздражению, а затем и воспалению слизистой оболочки желудка – к гастриту, язвенной болезни. Кроме того, плохо переваренная разбавленная пища поступает в кишечник, где начинает долго перевариваться под действием других пищеварительных ферментов, и это стимулирует процессы брожения и гниения в кишечнике, а следовательно, провоцирует нарушение кишечной микрофлоры.

Пить воду разрешается за 20–30 минут до еды и не раньше чем через полчаса-час после еды.

Малышу до 3 лет, даже умеющему хорошо жевать, нужно измельчать пищу.

Конечно же, мелко измельченная пища лучше переваривается в желудке и кишечнике, чем ее крупные куски. Именно по этой причине с раннего детства всех нас приучали хорошо пережевывать пищу. Но отличие состоит в том, что при пережевывании куска еды в ротовой полости уже начинается процесс пищеварения, так как в слюне содержится пищеварительный фермент – амилаза, расщепляющий углеводы до моносахаридов, что ускоряет процессы переваривания пищевого комка в желудке.

Парное молоко не требует кипячения.

Очень опасное заблуждение. Парное молоко, деревенские сметана, творог не проходят термической обработки, поэтому при употреблении свежих молочных продуктов высока вероятность инфицирования различными заболеваниями. Употребляя в пищу сырое молоко, человек может заразиться такими страшными болезнями, как туберкулез, бруцеллез, ящур. Как правило, эти инфекции удается быстро узнать, и заболевшие животные уничтожаются. Но существуют такие заболевания, выявить которые трудно, например мастит, лейкоз, пневмония.

Между тем молоко этих животных также непригодно для употребления. Парное молоко является прекрасной средой для размножения патогенной флоры; выпив зараженное молоко, можно заболеть дизентерией, вирусным гепатитом А, брюшным тифом и паратифом, вирусным энцефалитом и многими другими болезнями. Поэтому, во избежание больших неприятностей со здоровьем, молоко лучше кипятить.

Материал подготовлен  на основе статьи педиатра-диетолога, сотрудника кафедры питания детей и подростков РМАПО  Л.Титовой